Система оценки регулирующего воздействия в Семикаракорском районе
Система оценки регулирующего воздействия в Семикаракорском районе
Федеральным законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов и экспертизы нормативных правовых актов предусмотрена обязательность проведения оценки регулирующего воздействия (далее- ОРВ) нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в муниципальных районах, городских округах с 1 января 2016 года.
Цель ОРВ – выявить положения, вводящие избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Семикаракорского района.
Децентрализованная модель процедуры ОРВ, реализуемая в Семикаракорском районе, позволяет решить основную задачу ОРВ - обеспечить качественную подготовку нормативных правовых актов.
Система ОРВ в Семикаракорском районе.
Участниками ОРВ являются:
- разработчики проектов нормативных правовых актов (отраслевые (функциональные) органы, структурные подразделения Администрации Семикаракорского района);
- уполномоченный орган, ответственный за проведение ОРВ;
- участники публичных консультаций (представители общественных объединений и бизнес-сообщества).
Уполномоченным органом по организационному сопровождению мероприятий ОРВ определено Отдел экономики Администрации Семикаракорского района (далее Отдел экономики) Отдел экономики реализует функции по осуществлению контроля качества проведения ОРВ, соблюдения установленных процедур, полноты корректности подготовки заключений по результатам проведения процедуры ОРВ. Кроме этого, уполномоченный орган обеспечивает нормативно-правовое и информационное обеспечение процедур ОРВ, включая оказание консультационного методического содействия отраслевым (функциональным) органам, структурным подразделениям Администрации Семикаракорского района - разработчикам проектов нормативных правовых актов, по вопросам внедрения ОРВ.
Нормативно-правовая база Семикаракорского района в сфере ОРВ
- федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- федеральный закон от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»;
- указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
- областной закон от 29.12.2016 № 940-ЗС «О перечне муниципальных образований, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным»;
- областной закон Ростовской области от 28.12.2005 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (статья 24.1);
- постановление Правительства Ростовской области от 07.09.2020 № 783 «Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ростовской области и экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области»;
- постановление Администрации Семикаракорского района от 19.12.2020 № 1679 «Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Семикаракорского района и экспертизы нормативных правовых актов Семикаракорского района , затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;
- постановление Администрации Семикаракорского района от 17.01.2018 №23 «О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Семикаракорского района»;
Объект и предмет ОРВ в Семикаракорском районе.
Объектом процедуры ОРВ являются (подлежат процедуре ОРВ):
- проекты концепций муниципального регулирования в сферах предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- проекты нормативных правовых актов Семикаракорского района в сферах муниципального регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Основные сферы правового регулирования, на которые распространяется ОРВ:
- регулирование инвестиционной деятельности;
- реализация муниципальных программ Семикаракорского района;
- установление правил и порядков предоставления муниципальной поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
- осуществление муниципального контроля (надзора).
Предмет ОРВ включает:
- описание проблемы, на решение которой направлен конкретный способ регулирования;
- определение способа регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
- описание основных групп субъектов общественных отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
- выявление позитивных и негативных эффектов в связи с новым способом регулирования;
- оценка соответствующих расходов местного бюджета, связанных с созданием необходимых правовых, организационных условий для реализации нового муниципального регулирования;
- оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо с изменением содержания таких обязанностей;
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом регулирования;
- описание индикативных показателей и иных способов оценки достижения заявленных целей регулирования.
Процедуры ОРВ проводятся с учетом основных этапов и степеней регулирующего воздействии при проведении публичных консультаций - высокая, средняя и низкая в зависимости от сложности, значимости и содержания регулирования.
ОРВ на стадии разработки проекта концепции муниципального регулирования проводится в случае выявления проблем в сферах муниципального регулирования. Раздел 2 порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Администрации Семикаракорского района от 29.12.2020 № 1679 «Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Семикаракорского района и экспертизы нормативных правовых актов Семикаракорского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее - Порядок), регламентирует процедуру ОРВ на стадии разработки проекта нормативного правового акта в рамках предварительных публичных консультаций.
Раздел 3 Порядка определяет процедуру ОРВ проектов нормативных правовых актов уже посредством публичных консультаций, которые проводятся с учетом степени регулирующего воздействия. Установленный алгоритм действий включает:
В случае принятия решения о разработке проекта нормативного правового акта разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов правового регулирования и подготавливает текст проекта нормативного правового акта
Подготовка сводного отчета об оценке регулирующего воздействия ( Сводный отчет содержит:
наименование проекта нормативного правового акта; информацию о разработчике, в том числе его контактные данные;
сведения о подготовке уведомления;
описание проблемы, для решения которой разработан проект нормативного правового акта, и ее негативных последствий;
перечень возможных способов решения проблемы, в том числе без введения нового правового регулирования;
описание содержания правового регулирования, предлагаемого разработчиком;
обоснование выбора способа решения проблемы в сопоставлении с иными возможными способами ее решения;
цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы достижения каждой цели (актуальные и прогнозируемые значения), описание способа расчета (оценки) значений индикаторов достижения целей предлагаемого правового регулирования;
обоснование необходимости представления субъектам предпринимательской инвестиционной деятельности документов, предусмотренных проектом нормативного правового акта;
основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, затрагиваемых предлагаемым правовым регулированием, перечень обязанностей указанных субъектов, устанавливаемых или изменяемых предлагаемым правовым регулированием, и оценку расходов на их выполнение;
перечень полномочий структурных подразделений, отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации Семикаракорского района устанавливаемых, изменяемых или отменяемых предлагаемым правовым регулированием, и оценку расходов бюджета Семикаракорского района на их реализацию;
анализ воздействия предлагаемого правового регулирования на состояние конкуренции в Семикаракорском районе в регулируемой сфере деятельности;)
Разработчик размещает на официальном сайте Администрации Семикаракорского района (https://sem.donland.ru) проект нормативного правового акта и сводный отчет.
проведение публичных консультаций начинается одновременно с размещением разработчиком проекта нормативного правового акта и сводного отчета на официальном сайте Администрации Семикаракорского района. (https://sem.donland.ru)
Разработчик посредством системы «Дело» или почтовой рассылки в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем размещения проекта нормативного правового акта и сводного отчета, извещает о начале публичных консультаций лиц, указанных в пункте 2.4 раздела 2 Порядка проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов Семикаракорского района утвержденный Постановлением Администрации Семикаракорского района от 29.12.2020 № 1679 «Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Семикаракорского района и экспертизы нормативных правовых актов Семикаракорского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»
Срок проведения публичных консультаций устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта:
25 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов с высокой степенью регулирующего воздействия;
15 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов со средней степенью регулирующего воздействия;
10 рабочих дней – для проектов нормативных правовых актов с низкой степенью регулирующего воздействия.
В случае получения разработчиком мотивированного требования о продлении срока публичных консультаций от лиц, указанных в пункте 2.4 раздела 2 Порядка проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов Семикаракорского района, утвержденный постановлением Администрации Семикаракорского района от 29.12.2020г № 1679, срок проведения публичных консультаций продлевается на срок не более 10 рабочих дней. (Алгоритм дальнейших действий см. Постановление Администрации Семикаракорского района от 29.12.2020г № 1679 размещено на официальном сайте Администрации Семикаракорского района (https://sem.donland.ru) в разделе «Деятельность» подраздел «Нормотворческая деятельность» «Оценка регулирующего воздействия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Информацию по форме, утвержденной уполномоченным отделом, об основаниях и сроке продления публичных консультаций разработчик размещает на официальном сайте Администрации Семикаракорского района не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о продлении срока публичных консультаций.
Стандарты качества процедур при подготовке заключений об ОРВ
В соответствии с утвержденным Порядком (см. Постановление Администрации Семикаракорского района от29.12.2020г № 1679 размещено на официальном сайте Администрации Семикаракорского района (https://sem.donland.ru) в разделе «Деятельность» подраздел «Нормотворческая деятельность» «Оценка регулирующего воздействия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», процедуры подготовки заключений по результатам оценки регулирующего воздействия носит обязательный характер.
Заключение должно отвечать следующим требованиям (стандартам):
- Содержать выводы о соблюдении разработчиком установленного Порядка
- Отражать наличие/отсутствие положений, приводящих к возникновению избыточных обязанностей, запретов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также расходов местного бюджета или способствующих их ведению
- Отражать наличие/отсутствие достаточного обоснования проблемы и необходимости ее решения предложенным способом регулирования.
- Отражать выводы о наличии либо отсутствии положений, ограничивающих конкуренцию.
Кроме этого, установлены сроки подготовки заключений:
7 рабочих дней – для проекта нормативного правового акта, содержащего положения, имеющие высокую и среднюю степени регулирующего воздействия;
5 рабочих дней для проекта нормативного правового акта, содержащего положения , имеющие низкую степень регулирующего воздействия
Заключение подлежит размещению на официальном сайте Администрации Семикаракорского района (https://sem.donland.ru) в разделе «Деятельность» подраздел «Нормотворческая деятельность» «Оценка регулирующего воздействия» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 3 рабочих дней со дня его подготовки.
В случае, если в заключении сделан вывод о наличии положений, ограничивающих конкуренцию, и (или) положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) способствующих их введению, положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) бюджета Семикаракорского района, и (или) об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом правового регулирования, разработчик вносит в текст проекта нормативного правового регулирования, разработчик вносит в текст проекта нормативного правового акта соответствующие поправки и в срок не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заключения представляет его в уполномоченный отдел для подготовки заключения повторно. (Вся процедура подготовки заключений об ОРВ отражена в порядке проведения ОРВ раздел 4, Постановление Администрации Семикаракорского района от 29.12.2020г № 1679 , данное постановление размещено на официальном сайте Администрации Семикаракорского района (https://sem.donland.ru) в разделе «Деятельность» подраздел «Нормотворческая деятельность» «Оценка регулирующего воздействия» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)
Кроме процедуры ОРВ предусмотрена экспертиза нормативных правовых актов Семикаракорского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная процедура направлена на выявление положений в действующем законодательстве, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. (Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Семикаракорского района утвержден Постановлением Администрации Семикаракорского района от 29.12.2020 №1679, размещено на официальном сайте Администрации Семикаракорского района (https://sem.donland.ru) в разделе «Деятельность» подраздел «Нормотворческая деятельность» «Оценка регулирующего воздействия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
C целью информационно-методического обеспечения на официальном сайте Администрации Семикаракорского района https://sem.donland.ru в разделе «Нормотворческая деятельность» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан раздел, посвященный процедуре ОРВ.